Экстренные действия: что делать, если тест показал несоответствие
Представим неприятный сценарий: вы отправили образец топлива в лабораторию, и один из показателей не прошёл норматив (например, кислотное число или содержание кислородных соединений выше нормы). Как реагировать оперативно, чтобы минимизировать потери?
1. Остановить отгрузку и продажу этой партии. До выяснения причин и устранения проблемы нельзя выпускать партию в обращение. Если топливо уже на нефтебазе или АЗС, приостановите реализацию. Внутренне оформите распоряжение о блокировке партии. Это важно и с точки зрения безопасности, и юридически: продав товар, про несоответствие которого вы уже знаете, вы сознательно нарушите закон. Лучше потерять время на исправление, чем потом отвечать за умышленный выпуск брака.
2. Провести повторную проверку (перекрёстный анализ). Прежде чем предпринимать радикальные шаги (например, сливать целую цистерну на переработку), убедитесь, что несоответствие не результат ошибки или единичной пробы. Если возможно, отберите арбитражные пробы топлива повторно и отправьте в другую аккредитованную лабораторию для контрольного анализа. Бывает, что разногласия возникают из-за погрешности метода или неправильной подготовки пробы. Однако затягивать здесь нельзя: параллельный анализ делайте сразу, в течение 1–2 дней. Если вторая лаборатория подтвердит несоответствие – всё однозначно, действуем дальше.
3. Проанализировать природу проблемы. Когда выявлен конкретный показатель вне допуска, нужно понять, почему это произошло. Только устранив корень проблемы, можно двигаться дальше. Например: повышенная вода – значит, протечка или конденсат, ищем и устраняем источник влаги; низкое октановое число – возможна ошибка дозировки присадки или некачественный компонент, проверяем рецептуру; превышение серы – значит, либо сырьё было с большей сернистостью, либо что-то попало (например, мазутный остаток) – надо выявить, как сернистый компонент попал в систему. В этом должны участвовать технологи производства или специалисты по качеству – оперативно соберите комиссию.
4. Привести продукт в соответствие, если это возможно. В некоторых случаях партию топлива можно «подтянуть» до нормы техническими мерами. Например: если не хватает октана – дозировать дополнительно присадку (МТБЭ или др.) и перемешать; если много серы в дизтопливе – возможно, смешать эту партию с более малосернистой (режим домешивания) для разбавления до норматива; если выпали смолы – профильтровать через адсорбент. Однако такие меры должны быть разрешены и контролируемы. Нельзя просто «химичить» с партией, не убедившись, что результат улучшился. После любых корректирующих действий снова отберите пробы и проведите анализ. И только убедившись, что теперь всё в порядке, можно будет декларировать/продавать эту партию.
Если исправить качество технологически невозможно или нецелесообразно (например, привезён импортный бензин АИ-91, который не сделаешь АИ-92 без переработки) – придётся утилизировать или вернуть топливо. Утилизация обычно означает отправить на НПЗ для перепереработки или использовать не по прямому назначению (например, слишком сернистый мазут – продать на экспорт, если там нет таких ограничений, или сжечь для собственных нужд, где это законно). Возврат импортного топлива поставщику – тоже опция, если обнаружено несоответствие на таможне: по кодексу ЕАЭС можно реэкспортировать товар, не соответствующий требованиям, обратно отправителю.
5. Документальное оформление и уведомления. Если партия уже была задекларирована (например, серийное производство) и вдруг выявлено несоответствие, формально вы обязаны приостановить действие декларации на эту продукцию. Закон обязывает изготовителя принять меры, чтобы предотвратить причинение вреда другим лицам. Это подразумевает, что вы не должны дальше отгружать этот продукт. В некоторых случаях нужно уведомить орган сертификации или надзор. Например, при контроле на таможне, если товар не прошёл проверку – таможня сама уведомляет и не выпускает. Если же вы самостоятельно обнаружили проблему уже после регистрации декларации, разумно сообщить в сертификационный центр, выдавший вам декларацию, и, при необходимости, аннулировать её (чтобы не нести ответственности за несоответствующую продукцию на рынке). Также, если часть партии успела уйти клиентам, по хорошему следует отозвать продукт (объявить отзыв партии) – т.е. известить клиентов, прекратить использование и вернуть топливо. Отзыв – это мероприятие, цель которого изъять опасный или некачественный продукт у потребителей. В топливной сфере такие случаи редки (чаще брак ловится до реализации), но знать об этой возможности стоит.
6. Предупредительные меры на будущее. Разбор полётов должен привести к изменениям в процессах, чтобы подобное не повторилось. Проведите служебное расследование: был ли сбой технологии, человеческий фактор или поставщик сырья подвёл. Внедрите дополнительный контроль на том этапе, где произошёл прокол. Возможно, стоит пересмотреть договорные требования к поставщикам компонентов, ввести двойной отбор проб – на заводе и при приёмке и т.п. Если у вас ещё нет сертификата ISO 9001, самое время подумать о внедрении системы качества – она помогает выстроить работу с несоответствующей продукцией (в стандарте ISO 9001 есть процедуры для этого).
В критической ситуации главное – действовать быстро и прозрачно. Не скрывайте проблему. Хуже, если надзор обнаружит ее раньше вас: тогда и доверия не будет, и штрафы обеспечены. Лучше самостоятельно приостановить реализацию и всё исправить – это в конце концов покажет, что вы ответственный поставщик. По закону изготовитель обязан возместить вред и принять меры для недопущения вреда другим лицам – то есть закон по сути требует: обнаружил несоответствие – немедленно исправь и предотврати последствия. Соблюдайте это правило, и вы сохраните и лицензию, и репутацию.